5 пунктов, которые помогут грамотно составить договор перевозки
Заключая договор с перевозчиком, важно предусмотреть все возможные риски. Нечеткие формулировки или отсутствие важных условий могут привести к финансовым потерям, задержкам или даже потере груза. Разбираем 5 обязательных пунктов, которые должны быть в договоре перевозки.
1. Точные реквизиты и предмет договора
Формулировка «Перевозчик обязуется доставить груз» является слишком размытой. Важно указать полные наименования, реквизиты сторон (ИНН, ОГРН, адреса) и их обязательства. Отразить описание груза (наименование, вес, количество и объем, тип упаковки, особые условия – хрупкость, температурный режим), маршрут с указанием точек погрузки/выгрузки (конкретные адреса)
Пример: «Перевозчик Х обязуется в сохранности доставить 10 паллет электрооборудования (общий вес 2 500 кг, габариты 120×80×150 см) из Москвы (склад №1 по адресу ул.А, строение Б) в Санкт-Петербург (склад №2 по адресу пр-кт А, строение В) и передать его получателю Y».
2. Сроки и условия доставки
Четкие сроки отправления и доставки, условия задержки груза и способ расчета штрафов за просрочку. Если доставка не осуществляется в праздничные дни, то указать график работы.
Пример: «Груз должен быть доставлен не позднее 06.06.2025. За каждый день просрочки начисляется штраф Х% от стоимости перевозки».
3. Ответственность и страхование
Заранее важно продумать и прописать размер компенсации за порчу/утерю груза (например, «100% стоимости груза по документам»), условия страхования (кто ответственный за процедуру и кто какие риски покрывает), а также порядок оформления претензий (сроки, подтверждающие документы).
Пример: «Перевозчик обязан застраховать груз на сумму 500 000 руб. В случае повреждения – компенсация грузополучателю выплачивается в течение 10 рабочих дней с момента обнаружения проблемы».
4. Оплата и дополнительные расходы
Обозначить полную стоимость услуги или порядок расчета. Определить способ и условия осуществления транзакций между сторонами договора (объем и сроки предоплаты, постоплаты, рассрочки и т.д.). Какие дополнительные расходы ложатся на клиента/ перевозчика (платные дороги, таможенные сборы, штрафы).
5. Условия расторжения и разрешения споров
Распространенная ошибка, когда в договоре указывают, что «Договор может быть расторгнут по соглашению сторон». Но что делать, если перевозчик не выходит на связь? Конечно, предварительно включить в документ основания для одностороннего расторжения (например, задержка более 3 дней), порядок возврата груза или финансовых средств при разрыве договора, способ решения споров (претензионный порядок, судебное разбирательство).
Пример: «При задержке более 72 часов клиент вправе расторгнуть договор и потребовать возврат аванса».
Будьте внимательны при составлении договора и доверяйте свой груз надежным логистическим компаниям!