Новости

Баланс вагонного парка: как его достичь на сети РЖД?

В 2024 году баланс вагонного парка на сети РЖД – достаточно актуальная тема. С увеличением числа грузовых вагонов до рекордных 1,3 миллиона в начале года при этом не снизился спрос перевозчиков на производство новых вагонов. Возникает вопрос: как достичь оптимального баланса парка, чтобы избежать перегрузки инфраструктуры и повысить эффективность перевозок?

Текущая ситуация

С 2018 по 2024 год парк грузовых вагонов увеличился на 230 тыс. единиц, что обозначает рост на 20,7%. Наблюдается избыток подвижного состава. По оценкам ОАО «РЖД», количество вагонов превышает предельно допустимые технологические параметры на 220 тыс. единиц. Это приводит к снижению производительности и увеличению времени оборота вагонов, что негативно сказывается на всей логистической цепочке.

Причины дисбаланса

Несмотря на увеличение числа вагонов, спрос на них остаётся стабильным. Основные факторы, способствующие дисбалансу:
  1. Изменение направлений грузопотоков: из-за геополитической ситуации меняются направления грузоперевозок, усложняется планирование, так как ранее невостребованные пути не справляются с такой нагрузкой.
  2. Замедление скорости движения: увеличение времени в пути грузов из-за перегруженности сети создает иллюзию дефицита.
  3. Неравномерное распределение типов вагонов: разные виды подвижного состава имеют различную маржинальность и востребованность, что приводит к перекосам в производстве. Например, выпуск большого числа хопперов обусловлен ростом объема экспорта зерна, удобрений и повышением цен на них.
  4. Нехватка инфраструктурных мощностей: инфраструктура не успевает адаптироваться к растущему числу вагонов, что вызывает дополнительные задержки, простаивание вагонов и проблемы с загрузкой.

Возможные решения для достижения баланса

Для оптимизации вагонного парка и улучшения его функционирования можно рассмотреть несколько стратегий:
  1. Ужесточение правил использования порожних вагонов
Это позволит сократить количество неиспользуемых вагонов на путях общего пользования и разгрузить инфраструктуру. В данном контексте выигрывают перевозчики, имеющие широкую географию доставок и способные заполнить вагоны в том числе на обратном пути следования.
2. Оптимизация тарифной политики
Повышение платы за нахождение вагонов на путях может стимулировать более рациональное использование подвижного состава и снижение тарифов на менее популярных направлениях.
3. Расчет потребного парка совместно с РЖД
Учет не только количества вагонов, но и их эффективности в работе. Аналитика наиболее проблемных направлений, вариантов сотрудничества с другими перевозчиками для полного заполнения подвижных составов. Актуализация данных поможет лучше понять реальную потребность в новых вагонах.
Баланс вагонного парка – задача, требующая комплексного подхода и участия перевозчиков, производителей автопарка и РЖД. Необходимо учитывать динамику спроса и предложения, состояние инфраструктуры, чтобы в 2025 году наладить стабильное функционирование железнодорожного транспорта в России в условиях растущих объемов перевозок.