Новости

Новые транспортные коридоры: влияние на международные перевозки

В 2024 году развитие международных транспортных коридоров (МТК) позволяет увеличить скорость и объемы экспорта и импорта. В свете изменения экономических и геополитических факторов налаживание данных маршрутов является стратегически важным для России.

Транспортный коридор «Север – Юг»

МТК «Север – Юг» – это краткий путь, который соединяет Россию с Индией (маршрут из Санкт-Петербурга в Мумбай). Изначально эти страны вместе с Ираном подписали Соглашение о создании международного транспортного коридора «Север – Юг» в 2000 году, но его активное развитие начали только в последние пару лет в связи с переориентацией грузопотока на Восток. Кроме того, к проекту подключились Белоруссия, Казахстан, Турция, Оман, Азербайджан, Армения, Киргизия, Сирия, Таджикистан.
МТК может стать альтернативой перевозке грузов по Суэцкому каналу, когда инфраструктура каждого пропускного пункта будет доработана. Например, груз из Индии в Россию по Суэцкому каналу идёт 30–45 дней, а по коридору «Север-Юг» — 15–24 дня. И это время планируется сократить еще в 2 раза! Соответственно, и стоимость такой перевозки значительно сократится.
По прогнозам аналитиков, объем грузопотока по этому маршруту может вырасти на 40% в ближайшие годы.

Транспортный коридор «Восток – Запад»

Проект инициируется Китаем и Пакистаном. Он представляет собой железнодорожный и автомобильный путь КНР–Пакистан–Иран–Турция с последующим выходом в Европу.
Грузопоток на данном маршруте значительно увеличился из-за санкционного давления на Россию по другим направлениям. Только в направлении Китая российские транспортно-логистические компании производят примерно 82 тысячи поездок в год. Здесь также реализованы проекты обходов городов (в следующем году планируется появление еще нескольких таких пунктов) для ускорения перевозок.

Экономическое влияние

Создание новых транспортных коридоров способствует улучшению экономических показателей стран-участниц. Они обеспечивают снижение транспортных издержек, что, в свою очередь, приводит к снижению цен на конечные товары для потребителей. Кроме того, развитие инфраструктуры вокруг коридоров способствует созданию новых рабочих мест и увеличению внутренней торговли.

Перспективы и вызовы

Несмотря на очевидные преимущества, реализация проектов сталкивается с рядом вызовов. Необходимость модернизации существующей инфраструктуры требует значительных инвестиций. Например, для завершения работ по МТК «Север-Юг» может потребоваться создание пунктов в обход городов, строительство новых железнодорожных участков и улучшение дорожного покрытия, производство новых судов для морского мультимодального маршрута. Также важным остается устранение узких мест на маршруте, что требует координации между различными государствами.
Новые транспортные коридоры представляют собой важный шаг в развитии международной логистики. Они не только способствуют улучшению товарооборота между странами, но и помогают адаптироваться к новым экономическим условиям.